RU EN
Komat Agro
Cубстрат
из минеральной ваты
для тепличного растениеводства
Кассеты с пробками Кубики для рассады Маты
Почва для роста.


Газета «Город N» № 9/2008г.

Ростовский завод «Комат» планирует модернизировать оборудование, чтобы увеличить производство искусственной почвы, востребованность которой растет. «Комат» в 2007 году на 47% увеличил производство искусственной почвы для теплиц — субстрата из минеральной ваты — и сейчас работает на полную мощность. Эксперты оценивают объем инвестиций в модернизацию в 12 млн евро.

Искусственную почву на заводе стали изготавливать в 2003 году — основным направлением деятельности тогда был выпуск теплоизоляционных материалов для строительства. Специалисты завода самостоятельно разработали технологию производства субстрата, изготовили необходимое оборудование и оснастку. В 2005 году доля субстрата в общей выручке составляла 10% (см. «Город N», № 613), сейчас — 50%. При этом по объемам его выпускается 32% (максимальная мощность), а теплоизоляционных материалов — 68%. В прошлом году производство искусственной почвы на предприятии выросло на 47% — «Комат» продал рассадные кубики площадью 300 га и маты — 150 га.

Справка  N. Субстрат представляет собой неорганический волокнистый материал, легко впитывающий воду с растворенными в ней минеральными удобрениями и обеспечивающий водно-воздушный баланс для развития корней растений. Применяется в тепличном растениеводстве вместо обычной земли. Абсолютная стерильность субстрата облегчает борьбу с болезнями и вредителями растений, что позволяет экономить ресурсы. По сравнению с традиционным выращивание на субстрате (гидропонная технология) позволяет существенно ускорить рост растений, увеличить их урожайность, обеспечить экологическую чистоту и качество продукции. Субстрат выпускается в виде пробок (цилиндров) для проращивания семян, кубиков для выращивания рассады и матов (плит) для взрослых растений.

В дальнейших планах компании — модернизация производства, однако сроки и объем инвестиций в проект пока не определены. По оценкам экспертов, объем вложений в модернизацию может составить 12 млн евро.

— Спрос на наш субстрат растет, это вызвано расширением постоянных клиентов и строительством новых тепличных хозяйств, — комментирует замгендиректора по агропродукции ОАО «Комат» Алексей Горохов. — Все новые комбинаты используют технологию капельного орошения, предусматривающую использование минеральной ваты. Из 1400 га российских теплиц на 450 га используются различные субстраты, из них 150 га покрываются нашей продукцией.

В СНГ «Комат» — единственный производитель минеральной ваты, основным конкурентом ростовчан является датская компания ROCKWOOl, выпускающая субстрат под торговой маркой Grodan. Датчане занимают 50% российского рынка, ростовская компания конкурирует с мировым гигантом за счет логистики и низких цен. Стоимость рассадного кубика «Комата» в два раза дешевле — он стоит от 3 до 6 руб., чтобы засеять 1 тепличный гектар, требуется 450-500 тыс. руб. Ростовскими клиентами компании являются «Солнечное», «АПК XXI век», Новочеркасский тепличный комбинат, комбинат «Южная усадьба». Всего завод сотрудничает более чем с 50 хозяйствами со всей России.

По оценкам экспертов, тепличный рынок России представлен 230 комбинатами с 1300 га остекленных и 100 га пленочных теплиц. Помимо субстрата из минеральной ваты в тепличном бизнесе используется кокосовый субстрат (около 300 га площадей), керамзит, обычный грунт. С развитием этой отрасли у производителей искусственной почвы появляется стимул наращивать объемы. В этом году в соседних с Ростовской областью регионах заявлено два крупных проекта: итальянская Idromeccanica Lucchini будет строить комбинат площадью 30 га в Кабардино-Балкарии, немецкая Кrass GlasConstruktionen GmbH реализует проект теплицы площадью 48 га в Кропоткине (Краснодарский край). Заинтересованность в строительстве тепличного комбината в Ростовской области выразила московская компания «Столичные овощи», недавно побывавшая на Дону. Она владеет тепличными комбинатами в Туле, Ярославле и Новосибирске, в текущем году начнет строительство теплицы в Анапе. Расширяться планируют и донские компании — этой весной «АПК XXI век» начнет строительство II очереди комплекса площадью 3 га возле села Самарского.

Создавать тепличное предприятие на собственном материале в «Комате» пока не намерены.

— На 1 га теплицы требуется вложений около $ 1,5 млн со сроком окупаемости 7 лет, максимальная рентабельность составляет 30%, обычная — 10-15%, — говорит Алексей Горохов. — Успешными в тепличном бизнесе являются компании, которые давно работают в этой отрасли и знают ее специфику.

Динара Мамедова

Справка  N. Завод «Комат» в 2007 году произвел 50 тыс. куб. м продукции, из них 34,2 тыс. куб. м пришлось на теплоизоляционные материалы, 15,8 тыс. куб. м — на субстрат для растениеводства. Оборот и рентабельность не раскрываются.